В 1935 году Жозеф Бомбардье собрал и успешно испытал первый снегоход. В основе лежал гусеничный привод, управление осуществлялось с помощью лыж. Попытки создания машин, способных передвигаться по снегу предпринимались и раньше, но Бомбардье разработал классическую компоновку, которая используется и сегодня.
В 30-е годы XX века не было техники, способной ездить по глубокому снегу. А прототип Бомбардье делал это, перевозил 2-х человек и небольшое количество груза. При этом, он с трудом преодолевал препятствия (например, кусты, торчащие из-под снега), так как комплектовался двигателем мощностью 10 лошадиных сил. На современные модели устанавливаются 150-сильные моторы. Они развивают высокую скорость, обладают внушительной тяговой силой, что дает отличную проходимость.
Производство снегоходов после Бомбардье освоили японские компании, которые занимают лидирующие позиции на мировом рынке. Но с ними конкурируют марки из других стран, включая российские.
Yamaha. Японская компания купила канадский снегоход Бомбардье, тщательно его изучила. Летом 1965 года Yamaha представила прототип YX15. Много времени инженеров ушло на создание двойных гусениц для улучшения управляемости.
С целью повышения устойчивости на YX15 снизили центр тяжести путем интеграции силового агрегата в раму. Но это негативно отразилось на управляемости. Снегоход подвергся суровым испытаниям, которые проводились и в Канаде. В результате получил негативные оценки, и работа японских инженеров над созданием приемлемого с технической и эксплуатационной точки зрения образца продолжилась.
В 1968 году Yamaha вывела на рынок модель SL350. Но владельцы жаловались на недостаточное натяжение гусениц, слабый двигатель. Только в начале 70-х годов компания представила несколько моделей, которые получили положительные отзывы, хорошо продавались.
Ski Doo. Бренд выделился из компании создателя классической компоновки снегоходов Bombardier Recreational Products. Он ориентирован на производство персональных модификаций, стал культовым в Канаде, вошел в число величайших изобретений. Занял в рейтинге 17-е место.
Lynx. Еще один дочерний бренд компании Bombardier Recreational Products. Он выпускает следующие классы снегоходной техники:
• туристический;
• спортивный;
• кроссовый – модели для гонок;
• классический и легкий утилитарный.
Это техника для работы и отдыха, которая комплектуется надежными агрегатами, функциональным оборудованием. Модельный ряд включает варианты для новичков и опытных водителей.
Русская механика. Российский производитель с 1971 года выпускает стильную, функциональную технику, которая эксплуатируется в Арктике, поставляется на экспорт. Она используется военными (снегоходами Русской механики укомплектованы пограничные войска), МЧС, для поездок на охоту, рыбалку, прогулок, научных и геологических экспедиций.
Технической базой снегоходов является платформа Vector, которая производится на основе легких и прочных алюминиевых сплавов. Выпускаются модели с электрическим приводом. Техника российского бренда по эксплуатационным характеристикам не отстает от зарубежных аналогов.
STELS. Производитель выпускает утилитарную технику. Они отличается высокой проходимостью, уверенно себя чувствуют на рыхлом и укатанном снегу, быстро разгоняется. Комплектуется длинными и широкими гусеницами, коробкой передач, выдерживающей высокие нагрузки. Неприхотлива в эксплуатации, проста в ремонте и обслуживании.
Функциональность техники повышается путем установки аксессуаров и оборудования. Для транспортировки вещей, продуктов питания, снастей, походного снаряжения используются пластиковые или текстильные кофры. Они крепятся на корме, к спинке сидения или на руль. Есть модели, которые устанавливаются на пассажирское место, что позволяет перевозить больше снаряжения.
Значительно расширяют транспортные возможности сани-волокуши. На них в труднодоступные районы доставляется оборудование, привозится рыба или крупная дичь. Чехлы защищают продукты, оборудование, походный инвентарь, перевозимый на санях, от непогоды. Для сцепки с санями на снегоход устанавливается прицепной крюк. На сани-волокуши также устанавливаются сидения, что позволяет транспортировать людей.
Кроме того, техника комплектуется:
• накладками для лыж для повышения устойчивости;
• ветрозащитными муфтами;
• резаками для лыжни;
• катками-снегоукладчиками;
• полуприцепами.
С помощью кантователей компактные снегоходы способны вытягивать из заносов и буксировать легковые автомобили.
Для сохранения технических характеристик снегохода, обеспечения безопасной эксплуатации, необходимо своевременно проводить техническое обслуживание. Это замена масла, фильтров, ремней, смазка шарнирных механизмов, шестерней, проверка затяжки гаек. Периодичность мероприятий регламентируется производителем.
Но для предупреждения серьезных поломок, следует ориентироваться на фактическое состояние техники с учетом интенсивности и условий эксплуатации. В целом, ТО делиться на следующие виды:
• после обкатки – через 300-350км;
• ежедневное – выполняется до и после поездки;
• периодическое – через 1000км пробега.
Правильное хранение снегохода также сохраняет его моторесурс. Подготовка к консервации на летний период включает следующие действия:
• очищение от загрязнения с помощью губки, тряпки или аппарата высокого давления;
• слив топлива и масла;
• очистка коробки передач от загрязнения, замена в ней масла;
• отключение АКБ;
• ослабление механизма натяжения гусениц.
Хранить снегоход рекомендуется в чехле (надежно защищает от ультрафиолета и загрязнения), в сухом, прохладном помещении. Выполнение всех рекомендаций предупредит серьезные неисправности, облегчит подготовку к зимнему сезону, сэкономит время и деньги.